Двадцать лет назад, 22 апреля 2004 года, «Хабаровские авиалинии» получили сертификат эксплуатанта воздушных судов. Эта дата стала днем рождения краевой авиакомпании.

Компания была образована на базе Николаевского объединенного авиаотряда, когда гражданская авиация переживала сложный период в своей истории – падение авиаперевозок в 90-х годах и сокращение авиамаршрутной сети. Перед правительством Хабаровского края встал вопрос сохранения регулярного транспортного сообщения с северными районами, где отсутствовала сеть автомобильных и железных дорог. Авиация оставалась единственным видом транспорта, связывающим значительную территорию с «большой землей». Распоряжение губернатора было подписано осенью 2003 года, а спустя полгода получены необходимые разрешения для новой авиакомпании.

В первые годы ее авиапарк состоял из трёх самолётов Як-40, грузового воздушного судна Ан-26-100 и трёх вертолётов Ми-8. Спустя пять лет «Хабаровские авиалинии» взяли в аренду, а затем выкупили три пассажирских самолета Ан-24, значительно увеличив свой воздушный флот.

Но этого количества все же было недостаточно для развития пассажирских авиаперевозок в крае. Нужны были самолеты нового типа. Выбор пал на 19-местный L-410.

— Для пилотов он был достаточно прост в управлении, хорошо знаком многим выпускникам летных училищ. Оптимальный по дальности полета и вместимости пассажиров – наиболее подходящий для нашего региона с учетом протяженности воздушных трасс и климатических особенностей. И эксплуатация обновленной версии L-410 обходилась дешевле по сравнению с его предшествующими модификациями и некоторыми аналогами, — отметил летный директор «ХабАвиа» Юрий Куприенко.

При поддержке правительства края в 2013–2015 годах было приобретено четыре новых самолета этого класса. Еще три авиакомпания купила в 2018 и в 2021 годах.

Помимо этого, авиакомпания продолжала пополнять флот самолетами Ан-24, которые впоследствии стали спасением для региональной авиации в условиях отсутствия новых отечественных самолетов этого класса.

Авиационный парк «Хабаровских авиалиний» вырос до 12 воздушных судов. Возросла потребность и в пилотах, которых не готовят на Дальнем Востоке из-за отсутствия летных училищ. Начался их поиск и отбор по всей стране. Сначала авиакомпания приняла вторых пилотов в подразделение L-410, а осенью прошлого года сразу семь выпускников стали частью летной группы Ан-24/Ан-26.

Но нужны были не только пилоты. Требовались и специалисты инженерно-авиационной службы. Начали привлекать выпускников средних специальных учебных заведений из других регионов страны. На сегодняшний день служба насчитывает свыше 115 специалистов, работающих в Хабаровске, Николаевске, Советской Гавани и Охотске.

И пилотов, и авиатехников приглашали работать на Дальний Восток по программе повышения трудовой мобильности. По распоряжению губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева с 2021 года «ХабАвиа» ежегодно выделялись квоты на привлечение сотрудников с узкой специализацией.

Комплексный подход к развитию принес позитивный результат – на протяжении последних трех лет компания стабильно увеличивает пассажиропоток и количество рейсов. Еще недавно, в 2020-м, «ХабАвиа» перевозила в год только 43 тысячи пассажиров, а в минувшем 2023-м – уже 59 тысяч.

В начале 2023 года «Хабаровские авиалинии» вошли в состав Единой дальневосточной авиакомпании, образованной на базе «Авроры». Дальневосточная авиакомпания была создана по поручению президента России для расширения маршрутной сети и количества рейсов. Правительство Хабаровского края и «Аврора» являются ключевыми акционерами «Хабаровских авиалиний».

— За 20 лет краевая авиакомпания прошла путь становления, развития и включения в интеграционные процессы возрождения гражданской авиации страны. К концу 2025 года мы ожидаем от наших авиастроителей девятиместный самолет «Байкал», а в перспективе – 44-местную «Ладогу» для замены Ан-24. Покупка двух самолетов «Ладога» включена в дорожную карту реализации стратегии развития края по транспортной доступности, -отметил врио генерального директора «ХабАвиа» Антон Русин.

 

Справка

В состав «Хабаровских авиалиний» входят:

✔️ аэропорт в Николаевске-на-Амуре

✔️ посадочные площадки в Советской Гавани, Чегдомыне, Нелькане, Тугуре, Удском

✔️ летная служба – 75 чел.

✔️ авиационно-техническая служба – 115 специалистов

✔️ инспекция по безопасности полетов, производственно-диспетчерская службы, отдел продаж и др.

Всего в краевом авиапредприятии работает свыше 500 сотрудников.

 

Фото: Николай Иванов.

Tags:

Comments are closed