Территория Хабаровского края простирается с юга на север на 1800 км, с запада на восток – на 125–750 км, площадь 787 633 кв. км – 4-е место среди субъектов РФ или 4,6% всей территории РФ.

Значительная площадь края и большая удаленность его населенных пунктов от региональных центров, отсутствие развитой сети железных и автомобильных дорог, круглогодичной речной и морской навигации предопределяют важность для края авиатранспорта по грузовым и пассажирским перевозкам. К территориям, где наличие воздушного сообщения первостепенно и где оно выступает в качестве основного, относят:

  • Охотский район;
  • Аяно-Майский район;
  • Тугуро-Чумиканский район.

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

С целью реализации полномочий Хабаровского края в части организации транспортного обслуживания населения Распоряжением Губернатора от 29 сентября 2003 года № 801-р образовано краевое государственное унитарное предприятие (КГУП) «Хабаровские авиалинии», созданное в апреле 2004 года на базе ГАП «Николаевский объединенный авиаотряд».

Официальная дата рождения Николаевского авиаотряда, согласно приказу ГВФ № 98, – 8 августа 1934 года. На дату создания авиазвено насчитывало 3 самолета Ш-2; в 1948 году на базе этого звена организовался 257-й авиаотряд, парк которого пополнился 3 самолетами ПО-2.

В 1951 году организован 144-й объединенный авиаотряд; в этом же году в авиаотряд пришел первый самолет Ан-2. В 1956-м на смену самолетам ПО-2 пришли самолеты Як-12Т. В этом же году в аэропорту появился первенец вертолетной техники Ми-1. В 1958-м начали выполнять полеты на более мощных и тяжелых самолетах Ли-2. В 1960 году в эксплуатацию поступили новые вертолеты Ми-4.

В 1963 году 144-й летный отряд преобразован в Николаевский-на-Амуре объединенный авиаотряд. В 1971 году в небе над Николаевском-на-Амуре появился первый комфортабельный вертолет Ми-8, в дальнейшем поступил вертолет Ми-2, заменивший Ми-1.

В 1984 году в Николаевский-на-Амуре объединенный авиаотряд на эксплуатацию поступили новые турбовинтовые самолеты Л-410УВП, Л-410УВП Э. В 1994 году авиапредприятие начало эксплуатацию собственных комфортабельных самолетов Як-40.

 «Хабаровские авиалинии» продолжили освоение новых для предприятия типов воздушных судов. Так, в 2005 году введен в эксплуатацию грузопассажирский самолет Ан-26-100, в 2009-м приобретены и эксплуатируются до настоящего времени пассажирские самолеты Ан-24.

ОБНОВЛЕНИЕ ПАРКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Учитывая, что развитие транспортной системы Хабаровского края в настоящее время становится необходимым условием реализации инновационной модели его экономического роста и улучшения качества жизни населения, Правительством Хабаровского края решается вопрос обновления парка воздушных судов краевого предприятия. В 2013 – 2015 году закуплены четыре самолета чешского производства Л-410 УВП Е-20 на 19 пассажирских мест. Краевые власти остановили свой выбор именно на этой машине после детального анализа всех предложений на рынке малой авиации. Данный самолет – это современная модификация Л-410, который уже работал на краевых воздушных линиях и хорошо себя зарекомендовал.  

 

СОХРАНИТЬ И РАЗВИВАТЬ

АО «Хабаровские авиалинии» обслуживает северную часть Хабаровского края, в которую входят семь муниципальных районов: Николаевский, Ульчский, им. П. Осипенко, Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский, Охотский и Верхне-Буреинский. Доля АО «Хабаровские авиалинии» на рынке транспортных услуг местных воздушных линий края составляет более 85%.

Предприятие предоставляет весь спектр авиационных услуг, в том числе: регулярные перевозки пассажиров, почты и грузов; чартерные перевозки в различных регионах Дальнего Востока; поисковые и аварийно-спасательные работы на суше и на море и другие работы.

АО «Хабаровские авиалинии» – одна из немногих оставшихся в стране организаций, осуществляющих как авиаперевозочную, так и аэропортовую деятельность. В состав предприятия входят два аэропорта и четыре посадочные площадки.

Деятельность аэропортовых комплексов АО «Хабаровские авиалинии» имеет большое значение для предприятий воздушного транспорта региона, осуществляющих полеты на внутрирегиональных и местных воздушных линиях, является социально значимой для населения районов Хабаровского края ввиду отсутствия альтернативного регулярного пассажирского вида транспорта.

Стабильное функционирование аэропортов местных воздушных линий на территории Хабаровского края является одним из основных условий обеспечения регулярности и безопасности полетов по местным маршрутам.