9 января 1930 года. Хабаровск. 35 градусов мороза. Механик-моторист С.И. Нижниковский не может запустить двигатель самолета. Решили вылетать на следующий день. Но именно 9 января считается днем рождения гражданской авиации Дальнего Востока, ведь на этот день в полетном плане общества «Добролет» был внесен первый авиарейс.

Маршрут и по нынешним временам протяженный: Хабаровск – Верхне-Тамбовское – Мариинское – Николаевск-на-Амуре – Оха – Александровск. Всего 1085 км. Чистое время в полете от Хабаровска до Сахалина заняло 6 ч. 25 минут. Но по факту на перелет ушло 8 дней – с 10 по 17 января. В каждом населенном пункте устраивали радушный прием, отмечали небывалое по тем временам событие. В одном только Николаевске провели трое суток в ожидании обоза с бензином: на Сахалине его отправили в Оху только 11 января.

Самый сложный перелет оказался последний – из Охи в Александровск. Здесь не было промежуточных посадочных площадок, для летчика Михаила Водопьянова места незнакомые, к тому же мешали ориентироваться облака и туман. Он боялся пролететь до Японии, которой в те времена принадлежала южная часть Сахалина.

Летчик искал электрический свет, его можно было увидеть только в Александровске, ведь больше электричества поблизости нигде не использовали. Для верности по углам аэродрома (устье р. Александровки) развели четыре громадных костра. В 16 ч. 25 мин. самолет совершил посадку, завершив исторический перелет.

К слову, об истории отечественной авиации – та машина была немецкая: «Юнкерс F.13», с бортовым номером «СССР-127». Без шасси, на лыжах.

В июле 1930-го, когда началось регулярное авиасообщение Хабаровска с Сахалином, использовали ту же модель самолета, только на поплавках. При этом маршрут сократили с кругового на укороченный – через Мариинск и Татарский пролив в залив Виахту и по побережью в Александровск. Это была часть общей авиатрассы от Хабаровска до Камчатки, до Уэлена на Чукотку.

Полеты выполнялись четыре раза в месяц. В зимние месяцы цену билета определили не выше 250 рублей.

Сохранилось описание самолета изнутри: «Кабина пассажирского самолета приятно поражает неожиданной роскошью отделки. Вся внутренность обита плотным драпри. Пол устлан толстым ковром. В окнах зеркальные стекла. Кожаные мягкие сиденья, спереди – в виде двух кресел, сзади – в вине короткого дивана на два места с высокой спинкой. Сидеть удобнее, чем в мягком вагоне экспресса».

 

Tags:

Comments are closed