Технология проведения предполётного досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах

Общие положения

  1. Настоящая Технология устанавливает порядок осуществления предполётного досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.
  2. Настоящая Технология обязательна для исполнения сотрудниками дежурных смен досмотра аэропорта, пассажирами, а также иными лицами, осуществляющими свою деятельность на территориях аэропортов.
  3. Предполётный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты производится в целях обеспечения транспортной (авиационной) безопасности (далее – ТБ), охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства (далее – АНВ) в деятельность гражданской авиации преступных элементов, а также незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещённых к перевозке на воздушном транспорте по условиям ТБ.
  4. Основной задачей проведения предполётного досмотра является своевременное выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт воздушного судна лиц с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, легковоспламеняющимися, отравляющими, радиоактивными и другими опасными предметами и веществами, которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, создания угрозы безопасности полёта воздушных судов или могут явиться причиной иного чрезвычайного (авиационного) происшествия, а также предотвращения незаконного провоза опасных предметов и веществ, запрещённых к перевозке на воздушном транспорте по условиям ТБ, и иных предметов и веществ, запрещённых или ограниченных к свободному обороту на территории Российской Федерации.

 

Организация проведения предполётного досмотра

  1. Производство предполётного досмотра осуществляется в специальных помещениях (пунктах досмотра), оборудованных стационарными техническими средствами досмотра, системами видеонаблюдения и сигнализации, а также в помещениях (кабинах) для проведения личного (индивидуального) досмотра.
  2. При предполётном досмотре применяются технические и специальные средства: система рентгеновского контроля (сканер), стационарные рентгенотелевизионные интроскопы и металлоискатели, портативные (ручные) металлоискатели, система рентгеновского контроля, технические средства обнаружения взрывчатых веществ, портативные приборы безопасности для обнаружения опасных жидкостей в закрытых ёмкостях.
  3. Предполётный досмотр проводится на всех внутренних и международных рейсах, выполняемых гражданскими воздушными судами эксплуатантов, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Предполётный досмотр при выполнении международных полётов проводится после регистрации пассажиров, осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля. При выполнении внутренних полётов досмотр багажа проводиться перед регистрацией, а пассажиров и вещей, находящихся при них, после проведения процедуры регистрации.

  1. При прохождении предполётного досмотра пассажиры обязаны:
  • предъявить перевозочные и удостоверяющие личность документы по запросу работника досмотра; а также все материальные предметы, перевозимые, проносимые в перевозочный сектор зоны ТБ и на воздушное судно верхнюю одежду, обувь, головные уборы, предметы под одеждой для проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;
  • проходить обследование с помощью средств досмотра, в том числе по дополнительным запросам работника досмотра, пройти обследование с помощью средств досмотра в очередной раз;
  • выполнять требования работников досмотра по недопущению проноса в перевозочный сектор зоны ТБ предметов и веществ, указанных в Перечне запрещённых предметов;
  • выполняют требования работников досмотра по недопущению прохода в перевозочный сектор зоны ТБ физических лиц, не имеющих на это правовых оснований;
  • дают ответы на вопросы работников, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование, связанные с установлением связи данных физических лиц с совершением или подготовкой к совершению АНВ в отношении объектов аэропорта и воздушных судов.
  1. Основаниями для пересечения пассажирами границ перевозочного сектора зоны ТБ аэропорта, а также их нахождения на территории данной части зоны ТБ, являются:
    • наличие у таких лиц документов, удостоверяющих личность и перевозочных (проездных) документов, посадочных талонов (если они необходимы), оформленных в установленном порядке (в том числе в электронном виде), действующих на момент проведения досмотра;
    • отсутствие у таких лиц, запрещённых или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в Перечни, за исключением случаев, когда возможность перемещения соответствующих предметов и веществ предусмотрена на законном основании;
    • выполнение такими лицами Требований по соблюдению транспортной безопасности.

 

Права и обязанности сотрудников досмотра при проведении досмотра

  1. Сотрудники досмотра имеют право и обязаны:
  • проводить сверку и (или) проверку документов;
  • сверять документы, удостоверяющие личность с личностью физических лиц, проверять у физических лиц при входе в пункт досмотра перевозочные документы, пропуска, а также иные документы для выявления оснований для прохода физических лиц и (или) перемещения материальных объектов досмотра в перевозочный сектор зоны ТБ аэропорта, либо их нахождения в перевозочном секторе зоны ТБ аэропорта;
  • использовать технические средства обеспечения ТБ в соответствии с инструкциями по их эксплуатации;
  • быть внимательными и вежливыми с объектами досмотра – физическими лицами и не допускать действий, унижающих их достоинство;
  • не допускать повреждения материальных объектов досмотра, документов и пропусков;
  • применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • не допускать к полёту пассажиров, уклоняющихся от прохождения предполётного досмотра.
  1. Предполётный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится с применением технических и специальных средств и (или) ручным (контактным) методом.

Досмотр вещей, находящихся при пассажире, проводиться в присутствии пассажира.

  1. Предполётный досмотр пассажира с использованием технических и специальных средств проводится в следующем порядке:
  • производится проверка билета, оформленного в установленном порядке, посадочного талона, сверка документа с личностью пассажира при входе в пункт досмотра пассажиров;
  • предлагается заявить об имеющихся у пассажира предметах и веществах, запрещённых к перевозке на борту ВС, а также вещах, принятых от посторонних лиц (посылки, свёртки и т.п.) для перевозки;
  • предлагается выложить имеющиеся у пассажира в одежде предметы, содержащие металл (портсигары, ключи, пачки сигарет и т.п.), снять верхнюю одежду (пальто, куртка, плащ, пиджак, свитер, джемпер, пуловер, кофта и т.п., головной убор), ремень (пояс) шириной более 4 см или толщиной более 0,5 см, обувь, за исключением обуви с высотой каблука менее 2,5 см и с подошвой, толщиной менее 1,0 см, и уложить всё в лотки, поставить на транспортёр рентгенотелевизионного интроскопа;
  • предлагается пассажиру пройти через рамку стационарного металлоискателя;
  • проводится досмотр вещей, находящихся при пассажире, верхней одежды (пальто, куртка, плащ, пиджак, головной убор), ремня, обуви;
  • при срабатывании сигнализации стационарного металлоискателя:
  • уточняются места расположения металлических предметов в одежде пассажира с помощью ручного металлоискателя;
  • после извлечения пассажиром металлических предметов работник досмотра предлагает ему (ей) повторно пройти через рамку стационарного металлоискателя;
  • предлагается пассажиру повторно пройти через рамку стационарного металлоискателя после извлечения и проверки металлических предметов;
  • при повторном срабатывании сигнальных устройств стационарного металлоискателя работник досмотра проводит наблюдение и собеседование, досмотр пассажира с помощью ручного металлоискателя и ручным (контактным) методом досмотра.

При прохождении досмотра пассажиром, работником досмотра проставляется отметка в перевозочных документах или посадочном талоне о прохождении пассажиром досмотра. В случае, если посадочный талон оформлен в электронном виде, такая информация заносится в электронную базу данных досмотра (при наличии технической возможности).

В случаях, когда пассажиры, прошедшие досмотр, перемещаются из перевозочного сектора зоны ТБ в зону свободного доступа (при покидании пункта досмотра), отметки в перевозочном документе о пройденном досмотре аннулируются. В случае если посадочный талон оформлен в электронном виде, информация о прохождении пассажиром досмотра аннулируется из электронной базы данных досмотра.

  1. Багаж и вещи, находящиеся при пассажире, который определён как потенциально опасный, подвергаются ручному (контактному) методу досмотра.
  2. При проведении предполётного досмотра наряду с использованием технических и специальных средств может применяться ручной (контактный) метод досмотра.
  3. Ручной (контактный) метод досмотра проводится при поступлении сообщения о готовящемся захвате либо угоне воздушного судна, выполняющего конкретный рейс или следующего в определённом направлении, а также при отсутствии технических и специальных средств в пункте досмотра.

Ручной (контактный) метод проводится при досмотре:

  • пассажиров в просторной одежде, скрывающей очертания его тела;
  • вещей, внутреннее содержание которых нельзя определить с помощью технических и специальных средств;
  • вещей пассажира, определённого как потенциально опасного;
  • всех пассажиров во время повышенной угрозы совершения АНВ на воздушное судно определённого рейса.
  1. При проведении предполётного досмотра с использованием технических и специальных средств необходимо:
  • проверять радио- и телеаппаратуру, фото- и киноаппаратуру, аудио- и видеотехнику, сотовые телефоны, персональные компьютеры, игрушки (полые и мягкие);
  • включать и проверять работоспособность электронных и электрических приборов (при наличии подозрений);
  • осматривать футляры (чехлы), вскрывать и проверять блоки питания, кассетные ниши, а также плёночные камеры (включение аппаратуры, вскрытие крышек блока питания и кассетных ниш осуществляет пассажир);
  • проверять дополнительно визуально ёмкости с жидкостями и термосы.

С музыкальных инструментов, которые по габаритам не могут быть досмотрены с помощью технических и специальных средств, снимать чехлы, вскрывать футляры, потряхивать их, отверстия и полости осматривать с использованием специального поворотного зеркала.

  1. В пассажирском салоне воздушного судна разрешается перевозить вещи и предметы, требующие особых мер предосторожности при обращении с ними: кино-, фотоаппаратуру, теле-, радиоаппаратуру, электронные приборы, музыкальные инструменты, изделия из стекла, фарфора, керамики.
  2. Животные, птицы, рептилии и другие представители фауны, имеющие соответствующие ветеринарные справки и допущенные к перевозке на борту воздушного судна, а также клетки, в которых они перевозятся, досматриваются визуально, а при наличии подозрений досмотр проводится ручным (контактным) методом, а также с помощью устройств, обеспечивающих обнаружение взрывчатых веществ.
  3. Предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения (топор, пила, ледоруб, арбалет, пневматическое оружие, ружьё для подводной охоты и т.п.), перевозятся только в багаже.
  4. Предполётный досмотр пассажиров, обслуживаемых в зале официальных делегаций и бизнес-зале, проводится в пунктах досмотра, оборудованных в этих залах.
  5. Пассажиры, имеющие имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, подвергаются ручному (контактному) методу досмотра без применения технических и специальных средств.
  6. При предполётном досмотре пассажира обнаруженные опасные предметы и вещества, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения, но не запрещённые к перевозке на борту ВС, упаковываются пассажиром и перевозятся в качестве зарегистрированного багажа.
  7. Обнаруженные при досмотре пассажиров опасные предметы и вещества, находящиеся в свободной продаже, но запрещённые к перевозке на борту ВС, изымаются с оформлением акта и передаются на хранение в специально оборудованную в аэропорту комнату хранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  8. При изъятии у пассажира не предъявленных при досмотре оружия, боеприпасов, опасных предметов или веществ, запрещённых к перевозке на борту воздушного судна, принимается решение о привлечении его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае допуска такого пассажира к полёту его багаж подлежит дополнительному предполётному досмотру.

  1. Предполётный досмотр транзитных и трансферных пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, в промежуточных аэропортах проводится на общих основаниях до входа в стерильную зону и смешивания с прошедшими предполётный досмотр пассажирами, для которых данный пункт перевозки является начальным.

Транзитные и трансферные пассажиры не допускаются к своему зарегистрированному багажу.

  1. Проведение предполётного досмотра багажа пассажиров проводится с применением технических и специальных средств и (или) ручным (контактным) методом, а также могут использоваться служебные собаки кинологических подразделений органов внутренних дел на транспорте.
  2. Досмотр багажа может производиться как в присутствии пассажира, так и в его отсутствие.
  3. Досмотр багажа в отсутствии пассажира, связанный с необходимостью вскрытия багажа, проводится комиссией, в состав которой входят сотрудники смены досмотра, в присутствии двух свидетелей, а при необходимости и представителей иных государственных контрольных органов, осуществляющих различные виды контроля.
  4. Досмотр багажа, проведённый в отсутствие пассажира оформляется актом досмотра багажа в отсутствии пассажира.
  5. Багаж пассажира, который определён как потенциально опасный, подвергается ручному (контактному) методу досмотра.

 

Порядок изъятия, сроки хранения, реализации или уничтожения опасных веществ, предметов и грузов, запрещённых к перевозке воздушным транспортом

  1. Обнаруженные у пассажира, в вещах, находящихся при пассажирах, багаже при досмотре опасные вещества и предметы, запрещённые к перевозке воздушным транспортом, изымаются. Изъятие оформляется актом. В случае обнаружения предметов, за изготовление и хранение которых предусмотрена административная либо уголовная ответственность, изъятие и документирование обнаруженных в ходе досмотра предметов оформляется сотрудником полиции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Изъятые у пассажиров опасные вещества и предметы, которые находятся в свободной продаже, но запрещены к перевозке на гражданских воздушных судах (баллоны с газом, газовые баллончики, огнеопасные лакокрасочные изделия и т.п.), выдаются провожающим или хранятся в комнате для изъятых вещей в сейфе вместе с копией акта об изъятии. Изъятое в срок до 3-х месяцев может быть выдано владельцу или его представителю (по доверенности) при предъявлении документа, удостоверяющего личность, с росписью получателя в акте.

 

source-analys